Не убеждения и даже не глубокая
убежденность могут пересилить страх смерти, позора, а только любовь
может сделать человека верным до конца, без предела, без оглядки. Мы
сегодня празднуем торжественно, благоговейно память святых Никодима,
Иосифа Аримафейского и жен-мироносиц. О роли женщин размышляет монхиня,
пожелавшая остаться неизвестной, в своей книге "Дерзай, Дщерь"
В
церковь!
Но медлим... во-первых, мы
привыкли топать ножкой, если что не по-нашему, а Господь не имеет обыкновения
потакать капризам. Во-вторых, Православие, как известно, "трудная вера”:
требует всего, а взамен не обещает ничего, во всяком случае ничего такого, от
чего бы мне лично, сегодня, сейчас, стало светло и прекрасно. Бог в душе, —
уговоришь себя, возможно, станешь и молиться своему послушному карманному богу
— но знай, что остаёшься с идолом, и все закрутится как прежде. Разве ты
миллион раз не давала себе слово, что с понедельника... Разве миллион раз не
убеждалась, что поднять себя за волосы посильно лишь Мюнхгаузену? В Церковь!
Господь совершает наше спасение в Таинствах церковных, т. е. таинственно,
невидимо, но весьма ощутимо. Кому Церковь не мать — тому Бог не Отец. В Церковь!
Не оглядываясь "на красные башни родного Содома” — сразу и навсегда!
Поначалу стоять службу очень
трудно, что объясняется не только "непривычкой”, но и активными усилиями врага
нашего спасения, выталкивающего нас из враждебного ему места. "Мне казалось, с
меня кожу живьем сдирают, — вспоминает Г., — ну, думаю, сегодня уж ладно,
как-нибудь выстою, коли пришла, а больше сюда ни ногой. Потом
церковнославянский... Спрашиваю священника: "Что ж непонятно-то всё!” А он
устало отвечает: "Неужели ради Бога не одолеть церковнославянский?” И правда,
слух начал улавливать какие-то повторы, ритм какой-то — уже интереснее.
Часослов конспектировала и следила по тетрадке...”. Молиться в храме означает
закрыть глаза и слушать, что читают и поют} желательно, конечно, понимать, с
годами придет. Но как бы далеко от идеала мы ни пребывали: читают невнятно,
поют и того хуже, болит голова, слипаются глаза — давай вообразим, что терпим
маленькое мученичество за Христа, и останемся в храме. Постепенно откроется
дивная красота, высочайшая премудрость, неописуемая роскошь нашего
богослужения, незримо воспитывающего (от "питать”, "кормить”) и душу, и сердце,
и ум.
"Пойду
к Отцу моему”
М. аккуратно посещает храм,
где, по ее словам, "очищается”: "И верится, и плачется, и так легко, легко” —
цитирует она с воодушевлением. Романтическая взвинченность настораживает;
действительно, однажды М. разговорилась и потрясла терминологией, более чем
странной для православной прихожанки: аура, аккумуляция биоэнергии, эпоха
Водолея и даже Космический Разум. Еще она поделилась интимными подробностями
биографии, щеголяя немыслимой раскованностью:
— Я по гороскопу Телец,
собственница и ревнива... всегда ухожу первая, длить отношения некрасиво, если
нет доверия...
Возражения ничуть не
поколебали ее уверенности: даруемая Богом и Православием свобода допускает
любую широту взглядов, а что до внебрачных связей, то "Христос простил
именно ту грешницу, которая возлюбила много! ”. Между прочим, касательно
евангельского эпизода у М. немало союзниц, не разумеющих, что много (т.е.
сильно) грешница возлюбила — Христа. Таким образом, присутствие в церковной
ограде еще не означает Православия.
В.В. Розанов сто лет назад
констатировал: в современном мире Христос имеет дело отнюдь не с
"естественными” рыбаками; теперь Ему, чтобы пронизать чью-нибудь душу, нужно
преодолеть громадную толщу мусора: гимназию, университет, казенную службу,
танцишки, флиртишки, знакомых, друзей, книги, Бюхнера, Лермонтова... Человек
третьего тысячелетия вычеркнет, пожалуй, Бюхнера с университетом, а то и с
Лермонтовым, но придется включить многое другое, к примеру, жирный слой всякой
всячины хотя бы из TV, которая стократно перевесит розановский список. Не
говоря уж о потоках грязи, изливаемой с экрана, — мы прилежно воспитывали в
себе "окамененное нечувствие”, когда изо дня в день с интересом
наблюдали, как мучают, терзают, убивают — и при этом пили чай; мы незаметно
приучились пренебрегать нравственными критериями, когда любовались остроумным
аферистом, обаятельной проституткой, сентиментальным бандитом. "Аще видел
ecu татя — текл ecu с ним, и с прелюбодеем УЧАСТИЕ твое полагал ecu”...
Коль скоро сердце загорелось
желанием идти к Отцу — необходимо извергнуть вон мусор и грязь, все эти
свинские рожки, питавшие нас "на стране далече”. Но как! Они же съедены и
переварены, они у нас в крови, они неотделимы от нашей бесценной неповторимой
личности! Элизу в "Пигмалионе” Б. Шоу научили грамотно вести беседу о погоде —
и она блистала стерильной речью, пока разговор не коснулся знакомой темы; тут, получив
сигнал, мгновенно включилась толща подсознания и тонкая леди заговорила на
родном жаргоне:
— А я смекаю, кто шляпку
спер, тот и тетку укокошил!
Так и мы;
с ходу усваиваем христианские термины — "искушение”, "брань”, "помыслы” — но к
Богу не приближаемся; Ему нет места в толчее "культурных ценностей”, которыми
мы напичканы до отказа. При просеивании их сквозь тонкое сито евангельских
заповедей возникает справедливое опасение: останется ли после хоть что-нибудь?
И правда, отложив романы и отключив телевизор, жалуемся на "пустоту, маразм и
отупение”. Что ж! Самым плодотворным будет зафиксировать открытие: вот она,
бедная моя душа — слепая, глухая, безсловесная дурында — зато подлинная,
натуральная, без фальшивых цветастых наполнителей.
Карабкаться
изо всех сил.
Выжми себя покаянием —
формулирует преп. Ефрем Сирин. Возникает грубоватая ассоциация: стираешь белье,
на вид не такое уж грязное; полощешь, выкручиваешь — стекает липкая, мыльная
жижа; опять полощешь, опять выкручиваешь, и опять вода скользкая, мутная...
удастся ли когда-нибудь досуха выжать из себя гниль и сырость, чтобы осталась
ничем не разбавленная самая суть... Покаяние есть завет (договор) с Богом об
исправлении жизни, как говорил св. Иоанн Лествичник. Решаясь идти за Христом,
заключаем с Ним союз, соглашение: Он вытаскивает нас из болота, но и мы обязаны
карабкаться изо всех сил — или хотя бы не упираться, то есть не искать в себе
достоинств, не придумывать оправданий, не прикрывать безобразие страстей
благовидными названиями, одним словом, не выдавать вонючую помойку за цветущий
сад. "Братцы! За что купили, за то и продавайте”, — призывал старец Леонид
(Лев) Оптинский. Не рвись немедля достигнуть совершенства и не удивляйся своим
падениям, хотя прошел уже целый месяц или целый год новой жизни. Одна бывшая
дама сразу по крещении бросила курить, а спустя сколько-то времени закурила
вновь и пришла в отчаяние. Родственник-христианин успокоил ее: это очень
хорошо, иначе ты бы думала, что уже святая. Падениям "надлежит быти”: наши
гнусные порывы, подлые инстинкты, мерзкие привычки пусть выползут наружу, иначе
же не узнать, какие внутрь нас гнездятся гады. "Кто возжигает огонь (веры),
терпит сперва от дыма (страстей)”, — говорила преп. Синклитикия.
Христа
тоже гнали.
— Знал бы ты, сколь я
пережила! — возражала пожилая прихожанка священнику, призывавшему ее открывать
свои грехи.
Кухарка, увольняемая из
религиозной организации за воровство, патетически восклицала:
— Христа тоже гнали!
Зато милая и весёлая Е.,
сумевшая и семью сохранить, и детей довести до Церкви, печально говорила:
— Одни ошибки! Погляжу назад
— чего только ненаворочено, и всё — моими собственными руками.
И стишок на эту тему читала,
забылся теперь.
Привыкая жить с Богом, мы
постепенно приобретаем опыт доверия и отдаем себя в Его волю, как в руки
умелого Скульптора, отсекающего от уродливой глыбы всё лишнее, чтобы засиял
скрытый под пластами мертвого камня образ Божий, в котором и содержится
сущность человека, неповторимая драгоценная пред Ним личность. А "пока мы лиц
не обрели”, нам свойственно сочинять себя по какому-то, не обязательно даже
высокому, но чем-то привлекательному образцу, состряпанному из романов и
фильмов, и эту карикатуру выдавать за свою неповторимую душу, и внушать ложный
образ окружающим, в том числе и духовнику на исповеди.
А всего-то и нужно: "У меня
нет мужа”. Ведь могла бы сказать: на охоте, мол, или коз пасет — в конце
концов даже не очень и солгала бы, имела же кого-то. Но сказала правду, не
формальную, а настоящую, выражающую суть отношений: мужчина не был ее мужем. И,
несмотря на вопиющее нарушение благочестия, удостоилась великой милости от
Христа. Он ведь всё знает и поэтому не ждет от нас "успехов”, с победным
рапортом о том, сколько грехов побеждено и сколько еще осталось победить, чтобы
получить льготную путевку в рай.
Самарянка обрадовала Господа
искренностью. Но мы предпочитаем "приличия”, тщательно пряча, даже от себя,
мириады мелких пакостей — из-за их кажущегося нам уродства, неблаговидности,
несообразности измышленному "идеалу” — и тем самым загоняя их поглубже внутрь,
где они продолжают гнить и отравлять нас — причем и физически. Известно, что
болезни желудка свидетельствуют о неудовлетворенных амбициях, а "ком в горле” —
о беспринципности (глотаем всё, избегая конфликта), а ревматизм и артроз — о
ропотливости нрава, вызывающей перенапряжение мускулов и т. д. ; кому
интересно, можно почитать специальные книги, их уже много. Легче признаться в
убийстве (аборте), потому что есть лазейка оправдаться неблагоприятными материальными
и другими обстоятельствами — чем в зависти, лживости и кокетстве, которые
невозможно мотивировать "объективной необходимостью”.
Из книги «Дерзай
дщерь. Размышления о женском призвании»
|