Воскресенье, 19.05.2024, 02:50
САЙТ О ПОКРОВСКОМ ХРАМЕ В ОДИНКОВКЕ
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
музыка
Категории
Событие [7]
Значимые события и важные даты в жизни Православной Церкви и нашего прихода
Азы православия [27]
Статьи об основах православной веры и нравственности
Праздники [4]
Сведения о православных праздниках: история, богословский смысл, традиции празднования
Слово пастыря [24]
Проповеди православных пастырей
Творчество наших прихожан [7]
Литературные опыты наших прихожан
КАТАЛОГИ
НАШ ПАРТНЕР
Православный центр реабилитации наркозависимых
 Каталог статей
Главная » Статьи » Азы православия

О СНАХ И СНОВИДЕНИЯХ

О снах и сновидениях

 
Что представляют собой сны с точки зрения современной науки? Можно ли рассматривать сны как предзнаменования будущего с точки зрения Священного Писания? Как учат относиться к сновидениям святые отцы Православной Церкви? На эти вопросы отвечает предлагаемая вашему вниманию статья.
 
 
 
 
«Сновидения бывают при множестве забот» (Еккл. 5: 2)
 
«Во множестве сновидений, как и во множестве слов, – много суеты» (Еккл. 5: 6)
 
В среднем третью часть своей жизни человек проводит во сне. До сих пор ученые не могут дать однозначного ответа на такие вопросы, как почему мы спим, почему мы не спим, почему человек не может жить без сна. Вот что удалось выяснить ученым. Сон человека состоит из нескольких циклов, каждый примерно по полтора часа. А каждый цикл, в свою очередь, состоит из пяти стадий (четыре стадии медленного сна и одна стадия быстрого сна – стадия сновидений). Стадии медленного сна – это дремота, поверхностный сон, дельта-сон и глубокий дельта-сон. Стадию быстрого сна еще называют стадией парадоксального сна из-за такого парадокса: тело расслаблено, но мозг усиленно работает, и быстро двигаются глаза. Стадии медленного сна подготавливают нас к стадии быстрого сна, то есть к сновидениям.
 
Сны видят все, и по нескольку раз за ночь. Видят даже те, кто слеп от рождения. Наш ночной сон состоит в основном из пяти циклов, по полтора часа каждый. Получается, что за ночь вы видите, как минимум, пять снов. В быстром сне человек почти всегда видит яркие события, сопровождаемые сильными эмоциями, а в стадии дремоты – спокойные, похожие на мысли сны.

 Любители поспать видят сновидения в два раза чаще, чем те, кто спит мало. После стресса, когда нервные клетки получают встряску, человек спит без снов, а тот, кто ведет вялую жизнь и о встрясках давно забыл, тот видит много ярких и красочных снов. Потому что быстрый сон – это тренировка тех нервных центров, которые бездельничали на протяжении дня.

 Даже в утробе матери малыш видит сны. Фаза сновидений (быстрый сон) помогает развитию мозга, поэтому до двух лет у ребенка преобладают сновидения. У взрослого человека сновидения составляют около 25% от общего количества сна. Во время сна у нас останавливается дыхание примерно на 10 секунд в среднем пять раз за ночь. С возрастом увеличивается количество таких остановок дыхания.   При изучении вопроса о необходимости сна организму был сделан вывод, что сон необходим мозгу для усваивания и распределения по "полкам" информации, полученной за день. Мнение о том, что человеку нужно восстановить мышечную усталость, было исключено, так как мышечной ткани нужно всего 15-30 минут, чтобы восстановить свою работоспособность.

За 6-8 часов сна медленный сон продолжительностью 60-90 минут несколько раз сменяется быстрым - по 10-20 минут. Таким образом, за ночь у нас бывает четыре - пять "двадцатиминуток", когда мозг позволяет себе "погулять в стране сновидений".

Человек устроен таким образом, что боится всего неизвестного и неопределенного, поэтому в попытке хоть немного «разобраться» в будущем люди покупают толстые книги толкования снов и добросовестно каждое утро интересуются, «что день грядущий готовит».

Действительно, в Писании нередко встречаются указания на то, что Бог иногда так или иначе объявляет человеку через сон Свою волю или предупреждение о грядущих событиях.

 Во сне Господь говорил Аврааму (см.: Быт. 15: 12) и языческому царю Авимелеху (см.: Быт. 20: 3–6); видение от Господа во сне получил патриарх Иаков (см.: Быт. 28: 12); посредством сна Бог вразумил Лавана (см.: Быт. 31: 24); вещий сон видел в юности патриарх Иосиф (см.: Быт. 37: 6–9), он же давал толкование вещим снам египетских виночерпия и хлебодара (см.: Быт. 40), а затем и фараона (см.: Быт. 41: 15–32); вещий сон ради Гедеона был послан одному из войска мадиамского (см.: Суд. 7: 13); «в Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью» (3 Цар. 3: 5); пророк Даниил толковал вещий сон Навуходоносора (см.: Дан. 2) и сам видел во сне «пророческие видения» (Дан. 7: 1).

 Среди этих случаев есть примеры того, как Господь говорит во сне прямо, а есть примеры, когда человек получает откровение посредством видения, которое, как правило, нуждается в истолковании. Такие сны от Бога случались как с праведниками, так и с грешниками и даже с язычниками, как с царями и пророками, так и с простыми людьми. Можно даже говорить о таких снах не столько как об исключениях, сколько как о некотором правиле: Господь говорит «с людьми во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей… тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от задуманного дела и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» (Иов 33: 15–18).

В Новом Завете  мы также видим, что Господь продолжает вразумлять людей через сновидения. Дважды во сне являлся ангел Иосифу, возвещая ему волю Божию; во сне были предупреждены волхвы, чтобы не возвращаться к Ироду; наконец, жена Пилата видела страшный сон, когда муж ее вершил суд над Иисусом Христом. Тот сон был дан ей как знак праведности Иисуса. Она сказала Пилату: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27: 19).

Однако это вовсе не означает, что любой сон человека – вещий. В Писании неоднократно упоминается о ложных снах и о том, как пагубно доверие им и попытка выдать их за откровения: «Вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою» (Зах. 10: 2). «Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу?» (Иер. 23: 27); «вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» (Иер. 23: 32); «да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся» (Иер. 29: 8).

Сон часто употреблялся святыми отцами как метафора, обозначая нечто призрачное, непостоянное и ненастоящее. Весьма многие из них сравнивали настоящую жизнь со сном. В качестве иллюстрации достаточно привести одну цитату из преподобного Ефрема Сирина: «Как сон обольщает душу призраками и видениями, так мир обольщает своими удовольствиями и благами. Обманчив бывает ночной сон; он обогащает тебя найденными сокровищами, делает властелином, дает тебе высокие чины, облекает в пышные одежды, надмевает гордостью и в мечтательных призраках представляет, как приходят и чествуют тебя люди. Но миновала ночь, сон рассеялся и исчез: ты опять бодрствуешь, и все те видения, какие представлялись тебе во сне, стали чистой ложью. Так и мир обманывает своими благами и богатствами; они проходят, как ночное сновидение, и обращаются в ничто. Тело засыпает в смерти, а душа пробуждается, припоминает свои сновидения в этом мире, стыдится их и краснеет».

Достойна внимания и еще одна метафора, менее распространенная, но не менее яркая. Блаженный Августин сравнивал свое обращение к вере с процессом пробуждения: «Мирское бремя нежно давило на меня, словно во сне; размышления мои о Тебе походили на попытки тех, кто хочет проснуться, но, одолеваемые глубоким сном, вновь в него погружаются. И хотя нет ни одного человека, который пожелал бы всегда спать, – бодрствование, по здравому и всеобщему мнению, лучше, – но человек обычно медлит стряхнуть сон: члены его отяжелели, сон уже неприятен, и, однако, он спит и спит, хотя пришла уже пора вставать. Так и я уже твердо знал, что лучше мне себя любви Твоей отдать, чем злому желанию уступать; она влекла и побеждала, но оно было мило и держало. Мне нечего было ответить на Твои слова: "Проснись, спящий; восстань из мертвых, и озарит тебя Христос"».

 В этих метафорах видно и отношение к сновидениям как к тому, чему не следует доверять и к чему не следует привязываться, и к процессу сна как к тому, чему не должно предаваться сверх меры.

Некоторые из указанных выше принципов отношения ко сну нашли выражение в утреннем и вечернем молитвенном правилах, которые читает каждый православный христианин. Так, в первой молитве на сон грядущий (преподобного Макария Великого) верующий просит: «Даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире», а в четвертой молитве (того же святого) говорит: «Благоволи, Господи, избавити мя от сети лукаваго… и неосужденна ныне сном уснути сотвори, и без мечтания: и несмущен помысл раба Твоего соблюди, и всю сатанину детель отжени от мене… да не усну в смерть. И посли ми ангела мирна… да избавит мя от враг моих, да востав со одра моего, принесу ти благодарственныя мольбы». В молитве преподобного Иоанна Дамаскина молящийся вспоминает о смерти: «Владыко Человеколюбче, не уже ли мне одр сей гроб будет?.. Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит». А после пробуждения христианин в шестой из утренних молитв (святителя Василия Великого) благодарит Бога, «подавшаго нам сон во упокоение немощи нашея, и ослабление трудов многотрудныя плоти».


Подробнее об отношении святых отцов к снам и сновидениям читайте во второй части статьи
 
                                                             Наталия Рисухина
 
Категория: Азы православия | Добавил: just_me (28.07.2011)
Просмотров: 1404 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright by Покровский храм в Одинковке © 2024
СЕГОДНЯ