Пятница, 17.05.2024, 16:47
САЙТ О ПОКРОВСКОМ ХРАМЕ В ОДИНКОВКЕ
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
музыка
Категории
Событие [7]
Значимые события и важные даты в жизни Православной Церкви и нашего прихода
Азы православия [27]
Статьи об основах православной веры и нравственности
Праздники [4]
Сведения о православных праздниках: история, богословский смысл, традиции празднования
Слово пастыря [24]
Проповеди православных пастырей
Творчество наших прихожан [7]
Литературные опыты наших прихожан
КАТАЛОГИ
НАШ ПАРТНЕР
Православный центр реабилитации наркозависимых
 Каталог статей
Главная » Статьи » Азы православия

ЯБЛОЧКО ОТ ЯБЛОНЬКИ, ИЛИ СВЯЗЬ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Яблоко от яблоньки

"Спасется через чадородие" (1 Тим. 2, 15).  

     Есть краткая формулировка о пути ко спасению, данная прп. Антонием Великим: "От ближнего зависит жизнь и смерть" (нашей души).

      Но в степени служения ближним есть своя очередность. И для родителей, очевидно, на первом месте из ближних стоят дети и забота об их воспитании. Иначе говоря, нет у родителей более высокой задачи, как воспитать детей так, чтобы они стали истинными христианами и могли всю свою жизнь посвятить Господу и ревностно послужить Ему на тех путях, куда Он их поставит. Господь ищет на земле душ человеческих, до конца преданных и верных Ему, и великая благодать будет изливаться на тех родителей, которые сумеют так воспитать своих детей. Св. Иоанн Златоуст так говорит об этом: "Кто небрежен к своим детям, тот хотя бы в других отношениях и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех". И далее: "Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в учении и наставлении Господнем" (Ефес. 6, 4).

      Св. Писание во многих местах говорит об ответственности родителей за детей. Еще в Ветхом Завете имеются примеры наказания родителей за нечестие детей.

      За это был наказан священник Илий, про которого Бог так говорит пророку Самуилу: "Я объявил ему, что Я накажу дом его навеки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их" (1 Цар. 3, 13).  

      При этом следует сказать, что Илий не пренебрегал вовсе воспитанием сыновей. Нет, Илий обличал их, говоря: "Дети мои, нехороша молва, которую я слышу: вы развращаете народ Господень". (1 Цар. 2, 24).

      Но, очевидно, от Илия требовалось более, чем одни кроткие слова. От него требовалось рвение, наложение на сыновей наказания, обуздания их. Так об этом говорит св. Иоанн Златоуст:

      "Так как Илий не все сделал, что надлежало, то восстановил Бога против себя, и против сыновей, и щадя неблаговременно себя и детей, погубил вместе с детьми и собственное спасение. Кроме небрежности по отношению к детям, Богу не в чем было обвинить старца...  

      Он был и священник, и старец, и знаменит, и двенадцать лет беспорочно начальствовал над еврейским народом. Однако он крайне бедственно погиб за то, что не заботился тщательно о детях, и грех его нерадения, точно суровая, громадная волна, все завалила и все подвиги его закрыла - какое же наказание ожидает нас, которые и в добродетели много ему уступаем, и детей не только не наставляем, но поступаем в отношении их жесточе всякого варвара..."

      Это небрежение к детям, которое мы не замечаем, Златоуст поясняет такими словами:

      "Когда ты видишь, что какой-нибудь бродяга заушает твоего ребенка, ты негодуешь, сердишься, злобствуешь и яростнее зверя подскакиваешь к лицу ударившего; а когда видишь, как диавол каждодневно его заушает, как демоны приводят его к порокам, ты спишь, не негодуешь, не сердишься, не отнимаешь сына от самого ужасного зверя".

      В писаниях Нового Завета ап. Павел резко осуждает небрежение в заботе о близких: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим. 5, 8).

      При суждении о пригодности к должности епископа, ап. Павел одним из важнейших признаков ставит отношение с семейными: "Епископ должен быть... хорошо управляющим домом своим, детей содержащим в послушании со всякою честностью" (1 Тим. 2, 4). По заповедям ап. Павла на родителях лежит и материальная забота о детях (2 Кор. 12, 14), и духовная.

      Условием для посвящения в пресвитеры он ставит: "Если кто... детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности" (Тит. 1, 6). Первыми заповедями для молодых жен ап. Павел ставит: "Любить мужей, любить детей... быть... попечительными о доме" (Тит. 2, 4-5).

      Условие для спасения замужней женщины ап. Павел формулирует так: "Спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием" (1 Тим. 2. 15). Также вдовам, имеющим детей или внучат, ап. Павел велит прежде всего заниматься их воспитанием (1 Тим. 5, 4). Поэтому очевидно, что под заповедью для замужней женщины родить чад надо понимать и обязанность замужней женщины всю свою жизнь посвятить воспитанию этих чад. Эти чада посылаются от Господа не как бремя или наказание, а как благословенный Господом путь замужней женщины - как награда и утешение жизни. "Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева", - говорит в псалмах пророк Давид (Пс. 126, 3). И если родители или мать тяготятся детьми или ропщут на них - они тяжело грешат перед Господом.

      Одна вдова приходила к прп. Серафиму и жаловалась и роптала на свою долю - на тяжесть воспитания трех маленьких детей. Через неделю после этого двое из ее детей умерли. В горе снова она идет к преподобному и к ужасу своему слышит, что сама была виноватой в смерти детей. "Клятвою детей своих ты много оскорбила их", - говорит ей Преподобный и велит примириться с ними в душе и каяться в своем великом грехе пред Богом.

      И если дети отнимаются у родителей смертью, пусть спрашивают родители свою совесть - не оскорбляли ли они детей и не прогневали ли Бога тем, что тяготились детьми, роптали на них явно или тайно, не хотели посвятить им всего своего сердца.

      Оправданием пренебрежения своими обязанностями в отношении детей не могут служить для родителей другие благоугодные дела, даже такие, как уход в иночество. В этом случае не может иметь приложения завет Спасителя: "Кто оставит... детей... ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную" (Мф. 19, 29).       

     Подчеркнем еще раз то, что надо помнить вступающим в брак. Основная задача христианского брака - иметь детей. И не только иметь детей, но и непременно воспитать их как истинных христиан, целью жизни которых было бы отвержение себя и служение от всего сердца Господу, с горячей любовью к Нему.

      Это их основное "дело", основное их "строительство", о котором так говорит ап. Павел:

     "...Каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос... Каждого дело обнаружится... У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня" (1 Кор. 3,. 10-15). Горе, если у родителей дети "сгорят" в безбожии или пороке и в смертных грехах без покаяния...
 
                                             Из книги Н.Е. Пестова «Православное воспитание детей»
 
Категория: Азы православия | Добавил: just_me (18.11.2011)
Просмотров: 1318 | Рейтинг: 5.0/5 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright by Покровский храм в Одинковке © 2024
СЕГОДНЯ