«воздержание языка доказывает, что
человек – истинный подвижник.
Необузданный язык служит признаком человека, чуждого добродетели»
авва Исайя
У
ворот некоего города сидел старец. Однажды к воротам пришел странник и спросил
его: «Что за люди живут в этом городе?» Тот ответил вопросом: «А какие люди
жили там, откуда ты пришел?» – «О, это были ужасные люди! Злые, сварливые, с
ними невозможно было ужиться!» Тогда старец сказал: «В этом городе ты встретишь
точно таких же». Странник покачал головой и отправился дальше.
Вскоре
у ворот показался другой странник и тоже обратился к старцу с вопросом: «Какие
люди живут здесь?». И так же, как первого, тот спросил его: «А какие люди жили
там, откуда ты пришел?» – «Прекрасные люди! Добрые, дружные, гостеприимные». – «И
здесь ты увидишь таких». И странник с радостью вошел в город.
Тогда
старца спросили: «Кому же из них ты сказал правду, а кого обманул?» Он ответил:
«Я сказал правду обоим. У каждого человека внутри свой особый мир и он несет
его с собой повсюду, куда бы ни пошел».
Кому-то может показаться, что
доброжелательное общение – это только внешняя добродетель, просто правило
приличия. Но в действительности она теснейшим образом связана с нашей
внутренней жизнью. Насколько мы умеем следить за своей речью, настолько мы и
преуспеваем духовно.
Мы должны учиться сдерживаться, не
высказывать сразу всё, что у нас на душе. Сдержанность в речи – это признак
человека собранного, человека, который постоянно наблюдает над собой и борется
со своими страстями.
Даже среди людей, далеких от Церкви,
бытует представление, что порядочный, воспитанный человек – этот тот, кто
строго следит за своей речью. Например, известный русский писатель Антон Чехов
говорил: «Я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не
подобает».
Если грубые слова вылетают из наших уст
быстрее молнии – это тревожный сигнал. Это значит, что мы утратили трезвение,
потеряли покаянный настрой, перестали бороться с помыслами. Ведь кто следит за
своими помыслами, тот тем более следит и за словами. Существует и обратная
связь. Тот, кто строго следит за своей речью, вскоре научится удерживать и
помыслы. Хранение уст – одно из сильных орудий в борьбе со страстями. Вспомним, как говорил Христос. Увидев учеников и народ, Он взошел на гору и сказал: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Никаких вступительных слов, никаких пояснений. Проповедь начинается с самой сердцевины, с самого существа дела. И это относится к любой притче, ко всякому слову Христа. Мы не найдем здесь ни одного лишнего слова, — ни одного слова, которое можно было бы изъять без ущерба для смысла. Христос — величайший пример того, как надо распоряжаться словом. Слово — это не просто звук. За каждым словом должно что-то стоять, оно должно иметь вес, смысл, силу. «Слово ваше да будет с солью», — говорил Христос.
|