Понедельник, 06.05.2024, 05:00
САЙТ О ПОКРОВСКОМ ХРАМЕ В ОДИНКОВКЕ
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
музыка
Категории
Событие [7]
Значимые события и важные даты в жизни Православной Церкви и нашего прихода
Азы православия [27]
Статьи об основах православной веры и нравственности
Праздники [4]
Сведения о православных праздниках: история, богословский смысл, традиции празднования
Слово пастыря [24]
Проповеди православных пастырей
Творчество наших прихожан [7]
Литературные опыты наших прихожан
КАТАЛОГИ
НАШ ПАРТНЕР
Православный центр реабилитации наркозависимых
 Каталог статей
Главная » Статьи » Азы православия

СЕМЬЯ И ПОСТ

постОблекитесь в Господа нашего Иисуса Христа,

 и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Рим. 13, 14

Пост и воздержание воспитывают навык управлять своим телом и желаниями через их ограничения; это, по словам святителя Иоанна Златоуста, «опора целомудрия, его надежный страж».

«Девство и брак – не для всех, но целомудрие – для всех»,– пишет преподобный Никита Стифат.

Целомудрие – это то, что оберегает дух человека от погружения его в плоть. Лишаясь целомудрия, человек следует скотской похоти и становится плотяным. «Не поддаваться плотским удовольствиям – это есть целомудрие, а поддаваться удовольствиям – это называю распутством»,– говорит святитель Григорий Богослов.

Святая Церковь в своих правилах о соблюдении постных дней указывает женатым людям от супружеских отношений «воздерживаться», потому как иначе они «весь пост обезчествова». Это относится ко всем многодневным постам, постам среды и пятницы всего года, накануне воскресных дней, праздников двунадесятых, храмовых и великих, а также в день перед принятием Святых Таин Церкви (Причащение, Крещение, Венчание).

Сами по себе супружеские отношения не являются грехом, и человек супружескими отношениями не оскверняется. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве (1 Кор. 7, 5),– заповедует апостол Павел христианским супругам, стремящимся проводить жизнь целомудренно.

Но как быть, если в семье один из супругов мало воцерковлен и не готов к воздержанию или даже неверующий? Здесь нужно помнить слова апостола Павла, который говорит, что неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор. 7, 14). Человеку верующему нужно постепенно воспитывать своего спутника или спутницу жизни, чтобы они вместе и сознательно пришли к такому воздержанию. Это, конечно же, невозможно без серьезного воцерковления всей жизни семьи.

Здесь мы подходим и к вопросу воспитания детей в духе воздержания и целомудрия.

«Будем удерживать порывы наших детей,– призывает святитель Иоанн Златоуст,– и то страхом, то убеждениями обуздывать юность. Будем заботиться об их целомудрии, все делать и устроять так, чтобы юношеский возраст мог избегнуть неуместных пожеланий». Потому что «от детского питания многое зависит в последующем,– пишет святитель Феофан Затворник.– Незаметно можно развить сластолюбие и неумеренность в пище – два вида чревоугодия, эти губительные для тела и души склонности».

Отвечая на вопрос, с какого возраста следует начинать поститься детям, святитель Феофан Затворник пишет: «Не должно смотреть, что дитя мало, надобно с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать дитя к обладанию над нею, чтобы и в отрочестве, и в юности, и после них легко и свободно можно было управляться с этой потребностью».

Пост надо очень осторожно вводить для детей: он не должен вызывать у них протеста или уныния. Самое важное, чтобы к посту было сознательное, волевое отношение.

Митрополит Антоний Сурожский дает следующие рекомендации: «Пост для детей надо проводить разумно, то есть так, чтобы он не был сплошной и бессмысленной мукой, а имел бы воспитательное значение.

Мне кажется, для ребенка важнее начать пост с какого-то нравственного подвига.

Надо ему предложить… себя ограничить в том, где больше проявляется лакомство, жадность, а не в качестве той или иной пищи. Надо, чтобы он это делал, сколько может, в сознании, что этим он утверждает свою преданность Богу, побеждает в себе те или иные отрицательные наклонности, учится управлять собой. И надо постепенно увеличивать пост, по мере того, как ребенок может это сделать. Ясно, что нет необходимости есть мясо. Но, с другой стороны, надо учитывать, что ребенок может сделать по состоянию здоровья и по своей крепости».

Итак, «пост и воздержание,– говорит преподобный Исаак Сирин,– источник целомудрия», которое является великим благом и залогом здоровых отношений в семье.

 

По материалам www.pravoslavie.ru

 

Категория: Азы православия | Добавил: just_me (21.08.2012)
Просмотров: 1813 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright by Покровский храм в Одинковке © 2024
СЕГОДНЯ