Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа,
и попечения о плоти не
превращайте в похоти.
Рим. 13, 14
Пост и воздержание воспитывают
навык управлять своим телом и желаниями через их ограничения; это, по словам
святителя Иоанна Златоуста, «опора целомудрия, его надежный страж».
«Девство и брак – не для всех,
но целомудрие – для всех»,– пишет преподобный Никита Стифат.
Целомудрие – это то, что
оберегает дух человека от погружения его в плоть. Лишаясь целомудрия, человек
следует скотской похоти и становится плотяным. «Не поддаваться плотским
удовольствиям – это есть целомудрие, а поддаваться удовольствиям – это называю
распутством»,– говорит святитель Григорий Богослов.
Святая Церковь в своих правилах
о соблюдении постных дней указывает женатым людям от супружеских отношений
«воздерживаться», потому как иначе они «весь пост обезчествова». Это относится
ко всем многодневным постам, постам среды и пятницы всего года, накануне
воскресных дней, праздников двунадесятых, храмовых и великих, а также в день
перед принятием Святых Таин Церкви (Причащение, Крещение, Венчание).
Сами по себе супружеские
отношения не являются грехом, и человек супружескими отношениями не
оскверняется. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для
упражнения в посте и молитве (1 Кор. 7, 5),– заповедует апостол Павел
христианским супругам, стремящимся проводить жизнь целомудренно.
Но как быть, если в семье один
из супругов мало воцерковлен и не готов к воздержанию или даже неверующий?
Здесь нужно помнить слова апостола Павла, который говорит, что неверующий муж
освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор.
7, 14). Человеку верующему нужно постепенно воспитывать своего спутника или
спутницу жизни, чтобы они вместе и сознательно пришли к такому воздержанию.
Это, конечно же, невозможно без серьезного воцерковления всей жизни семьи.
Здесь мы подходим и к вопросу
воспитания детей в духе воздержания и целомудрия.
«Будем удерживать порывы наших
детей,– призывает святитель Иоанн Златоуст,– и то страхом, то убеждениями
обуздывать юность. Будем заботиться об их целомудрии, все делать и устроять
так, чтобы юношеский возраст мог избегнуть неуместных пожеланий». Потому что
«от детского питания многое зависит в последующем,– пишет святитель Феофан
Затворник.– Незаметно можно развить сластолюбие и неумеренность в пище – два
вида чревоугодия, эти губительные для тела и души склонности».
Отвечая на вопрос, с какого
возраста следует начинать поститься детям, святитель Феофан Затворник пишет:
«Не должно смотреть, что дитя мало, надобно с первых лет начинать остепенять
преклонную к грубому веществу плоть и приучать дитя к обладанию над нею, чтобы
и в отрочестве, и в юности, и после них легко и свободно можно было управляться
с этой потребностью».
Пост надо очень осторожно
вводить для детей: он не должен вызывать у них протеста или уныния. Самое
важное, чтобы к посту было сознательное, волевое отношение.
Митрополит Антоний Сурожский
дает следующие рекомендации: «Пост для детей надо проводить разумно, то есть
так, чтобы он не был сплошной и бессмысленной мукой, а имел бы воспитательное
значение.
Мне кажется, для ребенка
важнее начать пост с какого-то нравственного подвига.
Надо ему предложить… себя
ограничить в том, где больше проявляется лакомство, жадность, а не в качестве
той или иной пищи. Надо, чтобы он это делал, сколько может, в сознании, что
этим он утверждает свою преданность Богу, побеждает в себе те или иные
отрицательные наклонности, учится управлять собой. И надо постепенно
увеличивать пост, по мере того, как ребенок может это сделать. Ясно, что нет
необходимости есть мясо. Но, с другой стороны, надо учитывать, что ребенок
может сделать по состоянию здоровья и по своей крепости».
Итак, «пост и воздержание,–
говорит преподобный Исаак Сирин,– источник целомудрия», которое является
великим благом и залогом здоровых отношений в семье.
По материалам www.pravoslavie.ru
|