Понедельник, 06.05.2024, 05:59
САЙТ О ПОКРОВСКОМ ХРАМЕ В ОДИНКОВКЕ
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
музыка
Категории
Событие [7]
Значимые события и важные даты в жизни Православной Церкви и нашего прихода
Азы православия [27]
Статьи об основах православной веры и нравственности
Праздники [4]
Сведения о православных праздниках: история, богословский смысл, традиции празднования
Слово пастыря [24]
Проповеди православных пастырей
Творчество наших прихожан [7]
Литературные опыты наших прихожан
КАТАЛОГИ
НАШ ПАРТНЕР
Православный центр реабилитации наркозависимых
 Каталог статей
Главная » Статьи » Азы православия

В БРОЬБЕ ЗА ТРЕЗВУЮ РУСЬ

алкогольВ начале ХХ века проблема алкоголизма в Российской империи стала особенно тяжелой из-за угрожающих масштабов распространения пьянства и его пагубного воздействия на общество. В борьбу с этим пороком включились тогда все лучшие силы русского общества и особенно Русская Православная Церковь. Очень многие наши святые из собора новомучеников и исповедников Российских принимали активное участие в этой борьбе, и пример их, равно как и опыт, может быть полезным для всех, кто в наше время не безразличен к данной проблеме.

священномученик ВладимирХорошее представление о том, как наши новомученики осмысляли все тяготы труда по преодолению алкоголизма, дают слова, которые произнес священномученик Владимир (Богоявленский): «Когда наступает эпидемия, тогда все прилагают усилия для того, чтобы устранить опасность и не дать ей распространиться. Но о бедствии пьянства, к сожалению, приходится сказать словами пророка Иеремии "Ты бьешь их, но они не чувствуют, ты исправляешь их, но они не исправляются” (Иер. 5: 3)… В ядовитых испарениях алкоголя отравляются все лучшие силы нашего народа. Не скрытно и не втихомолку действует эта зараза, но свободно и открыто совершает она свое разрушительное дело и похищает ежегодно гораздо более жертв, чем какая-нибудь повальная чума и холера. И, однако, как велико еще ослепление, равнодушие и бездеятельность в отношении этой опасности! Вот слышим мы здесь и там серьезные голоса предостережения, но чем отвечают на это любители алкоголя? Упорством, насмешками, издевательствами. Возможно ли при таком упорстве что-нибудь сделать для достижения нашей цели? "Человекам это невозможно” (Мф. 19: 26), – со вздохом должны сказать мы на это вместе с Иисусом Христом…

Неужели слово Божие хочет привести нас в уныние и отчаяние? Нет, возлюбленные, не для того говорит нам Господь эти слова, чтобы возбудить в нас чувство робости и малодушия, но чтобы предостеречь нас от самонадеянности и научить смирению… И деятели, посвятившие себя борьбе с пьянством, очень часто видят в своих трудах и заботах проявление чудесной победы благодати, так что в этом случае мы вправе сказать: "Человекам это невозможно, но не Богу” (Мк. 10: 27).

Бог может и невозможное сделать возможным. То, чего мы не имеем и чего сами себе не можем дать, это дает нам Бог в Своей благодати: Он дает любовь и верность, которая может начинать, продолжать и доводить до конца трудное дело».

Так полагал не один священномученик митрополит Владимир, но и многие другие архиереи Русской Церкви, которые деятельно участвовали в уврачевании язв, вызываемых пороком пьянства.

священномученик Митрофан (Краснопольский)Например, священномученик Митрофан (Краснопольский), епископ Гомельский, являлся председателем Комиссии по борьбе с пьянством в III Государственной думе. Он также стал членом оргкомитета I Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, который проходил с 28 декабря 1909 года по 6 января 1910 года в Санкт-Петербурге. На этом съезде, помимо прочего, было сказано про необходимость введения учения о трезвости как специального предмета в школе, а также про разработку курса учения о трезвости для духовных семинарий.

Разумеется, священномученик Митрофан и в своей епархии также прилагал практические усилия по борьбе с алкоголизмом. По его благословению каждый год в Минске проводился трезвенный крестный ход. Был освящен специальный вагон трезвости, в котором духовенство объезжало города и веси Белорусского края с проповедью против пьянства, раздавая бесплатно соответствующую литературу.

Священномученик Амвросий (Гудко)Священномученик Амвросий (Гудко), будучи епископом Сарапульским и Елабужским, тоже много внимания и сил уделял борьбе с пьянством. Летом он чуть не ежемесячно проводил соответствующие крестные ходы и громогласно обличал алкоголь. Он организовал Сарапульское и Елабужское братства трезвости. А в Уфимской епархии священноисповедник Михей (Алексеев), как правящий архиерей, также организовывал общества трезвости.

Такие общества трезвости были наиболее действенными средств практической борьбы с пьянством. Они объединяли людей, которые торжественно давали обет не употреблять алкоголя, и в этом обществе они получали поддержку единомышленников и возможность полноценного трезвого досуга.

Священномученик Иларион (Троицкий)Священномученик Иларион (Троицкий) так писал о принципе действия этих обществ: «На психологии человека, дающего обеты, возникли разные общества трезвости. Ведь пьянство – порок не для одних членов общества трезвости, и всякий человек равно имеет нужду бороться с этой страстью. Но силы слабы у человека. Личной решимости не хватает. А дал зарок, дал обет – явились и силы, достало решимости победить себя».

К 1912 году в России насчитывалось уже около двух тысяч обществ трезвости, в которых состояло свыше полумиллиона человек, вставших на путь трезвой благочестивой жизни.

Среди всех архиереев, трудившихся на ниве противодействия алкоголизации русского народа, особенно следует выделить троих: уже упомянутого священномученика Владимира (Богоявленского), а также священномучеников Андроника (Никольского) и Мефодия (Красноперова).

Святитель Владимир (Богоявленский)Святитель Владимир (Богоявленский) был выдающимся церковным деятелем на поприще борьбы с народным пьянством. Как свидетельствовал его современник, «Московское епархиальное общество борьбы с пьянством, его многочисленные отделы, его издательская журнальная и другого вида деятельность, наконец… первый под кровом Церкви всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, потребовавший немало средств и всяких забот, – все это плод исключительных трудов и забот высокопреосвященного Владимира, который вложил в это дело столько инициативы, личных трудов – литературных, организаторских и лекторских, а также и материальных средств, что невольно приходишь в священный трепет при виде этой стройной и громадной работы, запечатленной характером истинного подвига в борьбе за трезвую Русь. Я говорю: подвига, потому что здесь мы имеем дело действительно с подвигом абсолютного воздержания митрополита Владимира от всяких спиртных напитков, что служит главным фактором вдохновенной работы и московского духовенства на ниве отрезвления народа».

Другой современник писал о владыке: «Он видел, что алкоголизм вырос в страшное мировое международное зло и на борьбу с собою должен вызвать все живые охранительные силы каждой страны… Он ясно сознавал, что алкоголизм лежит главным камнем преткновения для русского народа на пути к его великому будущему… печальник народный не мог спокойно взирать на то, как по необозримому пространству Русской земли колышется пьяное море, играя своими зелеными отравляющими волнами и поглощая в своей бурной пучине и нашу государственность, и наше религиозное и национальное чувство… Живой участник всех торжественных организованных выступлений против пьянства, он не отказывался, а охотно ехал в самые трущобные места столицы, где возникала та или другая трезвенная организация, чтобы поддержать ее своим сочувствием».

Священномученик Мефодий (Красноперов)Священномученик Мефодий (Красноперов), начал подвиги на этом поприще весьма рано: еще будучи иеромонахом, он посещал в «ночлежках» опустившихся людей, и здесь, среди этих несчастных, в душном и спертом воздухе, он проводил целые часы, поучая их, молясь с ними, исповедуя их. В одной из аудиторий церковно-приходской школы города Уфы им были организованы религиозно-нравственные и противоалкогольные чтения.

В сане архимандрита святой Мефодий разъезжал по селам с миссионерскими и просветительскими целями. Вот что он пишет в своем отчете о такой поездке: «После богослужения начали записываться в общество трезвости; в продолжение трех дней очень много было роздано народу листков и брошюр религиозно-нравственного и противопьянственного содержания».

Позднее, уже став викарным епископом Омской епархии, святой Мефодий также совершал такие поездки. 21 июля 1913 года в Омске было учреждено епархиальное братство трезвости, председателем которого стал владыка Мефодий.

Благодаря его активному участию, в течение нескольких месяцев число членов братства в Омске перевалило за четыреста человек. В среде трезвенников зародилось стремление к активной церковно-общественной деятельности, и, прежде всего, желание немедленного закрытия в городе всех винных и пивных лавок. Братство трезвости выдало полномочия трезвенникам для сбора подписей о закрытии некоторых винных лавок.

Владыка Мефодий во все миссионерские поездки по приходам епархии брал с собой не только священника-миссионера для объяснения сектантских заблуждений, но и священника, который звал бы паству к трезвеннической жизни. Раздавались также тысячи брошюр соответствующего содержания. Вот что писал свидетель таких поездок: «После торжественного молебствия священник обратился к народу со словом против погибельного пьянства, указывая на его тлетворные последствия, призывая народ трезвенно и чисто провести святой праздник и записаться в число ратников трезвенного движения. Энергичные призывы дать обет трезвости имели следствием то, что около ста человек немедленно записались в общество трезвости, а многие обещали свое намерение осуществить по приезде в свои приходы». В другом селе владыка сам предложил слушателям образовать у себя в приходе общество трезвости.

священномученик Андроник (Никольский)Во всех указанных инициативах святого Митрофана поддерживал и направлял его правящий архиерей – священномученик Андроник (Никольский). Благодаря ему, c 1913 года в Омской епархии было положено начало общеепархиальной борьбы с пьянством, которая, по мысли владыки, должна была вырасти в общенародное движение, чтобы сам народ потребовал закрытия кабаков и пивных лавок.

Для успешной деятельности Омского общества трезвости владыка Андроник благословил регулярно проводить в епархии торжественные празднества трезвости с крестными ходами, проповедями и раздачей литературы, в которых участвовали тысячи людей.

Разбирая причины распространения в то время в России порока пьянства, владыка писал: «В чем же настоящая причина пьянства? В отсутствии или недостаточности и приниженности нравственного начала в человеке, в расслабленности воли. Эта причина одинаково делает пьяницами и богатых и бедных… Наше время как раз и представляет собой понижение нравственного сознания в народе и обществе. Постепенно подготовлялось оно путем обесценивания религиозных и нравственных основ жизни. Но расцвело оно, конечно, в освободительные годы, когда ложно понятые свободы объявлены были, прежде всего, как свобода на все низкое, гадкое, унижающее человека. Это же время с последующими годами до сих дней являлось и временем самого сильного развития народного пьянства… Проповедь церковную перестали слушать, общественную молитву забросили, но вместо того развлекались кинематографом и увеселялись водкой и пивом. Пожертвования на церковные, просветительные и благотворительные дела сократились, но возросли доходы от торговли спиртными напитками. Итак, падение нравственных ценностей жизни,

В настоящее время, когда проблема с алкоголизмом стоит не менее остро, чем 100 лет назад, пример и опыт новомучеников Российских по распространению в обществе трезвости может быть весьма полезным и сами они своими святыми молитвами способны оказать великую помощь всем тем, кто продолжит их дело.

по материалам pravoslavie.ru

Категория: Азы православия | Добавил: just_me (24.09.2012)
Просмотров: 1463 | Рейтинг: 4.7/7 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright by Покровский храм в Одинковке © 2024
СЕГОДНЯ