В начале ХХ века проблема
алкоголизма в Российской империи стала особенно тяжелой из-за угрожающих
масштабов распространения пьянства и его пагубного воздействия на общество. В
борьбу с этим пороком включились тогда все лучшие силы русского общества и особенно
Русская Православная Церковь. Очень многие наши святые из собора новомучеников
и исповедников Российских принимали активное участие в этой борьбе, и пример
их, равно как и опыт, может быть полезным для всех, кто в наше время не
безразличен к данной проблеме.
Хорошее представление о том,
как наши новомученики осмысляли все тяготы труда по преодолению алкоголизма,
дают слова, которые произнес священномученик Владимир (Богоявленский):
«Когда наступает эпидемия, тогда все прилагают усилия для того, чтобы устранить
опасность и не дать ей распространиться. Но о бедствии пьянства, к сожалению,
приходится сказать словами пророка Иеремии "Ты бьешь их, но они не чувствуют,
ты исправляешь их, но они не исправляются” (Иер. 5: 3)… В ядовитых испарениях
алкоголя отравляются все лучшие силы нашего народа. Не скрытно и не втихомолку
действует эта зараза, но свободно и открыто совершает она свое разрушительное
дело и похищает ежегодно гораздо более жертв, чем какая-нибудь повальная чума и
холера. И, однако, как велико еще ослепление, равнодушие и бездеятельность в
отношении этой опасности! Вот слышим мы здесь и там серьезные голоса
предостережения, но чем отвечают на это любители алкоголя? Упорством,
насмешками, издевательствами. Возможно ли при таком упорстве что-нибудь сделать
для достижения нашей цели? "Человекам это невозможно” (Мф. 19: 26), – со
вздохом должны сказать мы на это вместе с Иисусом Христом…
Неужели слово Божие хочет
привести нас в уныние и отчаяние? Нет, возлюбленные, не для того говорит нам
Господь эти слова, чтобы возбудить в нас чувство робости и малодушия, но чтобы
предостеречь нас от самонадеянности и научить смирению… И деятели, посвятившие
себя борьбе с пьянством, очень часто видят в своих трудах и заботах проявление
чудесной победы благодати, так что в этом случае мы вправе сказать: "Человекам
это невозможно, но не Богу” (Мк. 10: 27).
Бог может и невозможное
сделать возможным. То, чего мы не имеем и чего сами себе не можем дать, это
дает нам Бог в Своей благодати: Он дает любовь и верность, которая может
начинать, продолжать и доводить до конца трудное дело».
Так полагал не один
священномученик митрополит Владимир, но и многие другие архиереи Русской
Церкви, которые деятельно участвовали в уврачевании язв, вызываемых пороком
пьянства.
Например, священномученик
Митрофан (Краснопольский), епископ Гомельский, являлся председателем
Комиссии по борьбе с пьянством в III Государственной думе. Он также стал членом
оргкомитета I Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, который проходил с
28 декабря 1909 года по 6 января 1910 года в Санкт-Петербурге. На этом съезде,
помимо прочего, было сказано про необходимость введения учения о трезвости как специального
предмета в школе, а также про разработку курса учения о трезвости для духовных
семинарий.
Разумеется, священномученик
Митрофан и в своей епархии также прилагал практические усилия по борьбе с
алкоголизмом. По его благословению каждый год в Минске проводился трезвенный
крестный ход. Был освящен специальный вагон трезвости, в котором духовенство
объезжало города и веси Белорусского края с проповедью против пьянства,
раздавая бесплатно соответствующую литературу.
Священномученик Амвросий
(Гудко), будучи епископом Сарапульским и Елабужским, тоже много внимания и
сил уделял борьбе с пьянством. Летом он чуть не ежемесячно проводил
соответствующие крестные ходы и громогласно обличал алкоголь. Он организовал
Сарапульское и Елабужское братства трезвости. А в Уфимской епархии священноисповедник
Михей (Алексеев), как правящий архиерей, также организовывал общества
трезвости.
Такие общества трезвости были
наиболее действенными средств практической борьбы с пьянством. Они объединяли
людей, которые торжественно давали обет не употреблять алкоголя, и в этом обществе
они получали поддержку единомышленников и возможность полноценного трезвого
досуга.
Священномученик Иларион
(Троицкий) так писал о принципе действия этих обществ: «На психологии
человека, дающего обеты, возникли разные общества трезвости. Ведь пьянство –
порок не для одних членов общества трезвости, и всякий человек равно имеет
нужду бороться с этой страстью. Но силы слабы у человека. Личной решимости не
хватает. А дал зарок, дал обет – явились и силы, достало решимости победить
себя».
К 1912 году в России
насчитывалось уже около двух тысяч обществ трезвости, в которых состояло свыше
полумиллиона человек, вставших на путь трезвой благочестивой жизни.
Среди всех архиереев,
трудившихся на ниве противодействия алкоголизации русского народа, особенно
следует выделить троих: уже упомянутого священномученика Владимира
(Богоявленского), а также священномучеников Андроника (Никольского) и Мефодия
(Красноперова).
Святитель Владимир
(Богоявленский) был выдающимся церковным деятелем на поприще борьбы с
народным пьянством. Как свидетельствовал его современник, «Московское
епархиальное общество борьбы с пьянством, его многочисленные отделы, его
издательская журнальная и другого вида деятельность, наконец… первый под кровом
Церкви всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом,
потребовавший немало средств и всяких забот, – все это плод исключительных
трудов и забот высокопреосвященного Владимира, который вложил в это дело
столько инициативы, личных трудов – литературных, организаторских и лекторских,
а также и материальных средств, что невольно приходишь в священный трепет при
виде этой стройной и громадной работы, запечатленной характером истинного
подвига в борьбе за трезвую Русь. Я говорю: подвига, потому что здесь мы имеем
дело действительно с подвигом абсолютного воздержания митрополита Владимира от
всяких спиртных напитков, что служит главным фактором вдохновенной работы и
московского духовенства на ниве отрезвления народа».
Другой современник писал о
владыке: «Он видел, что алкоголизм вырос в страшное мировое международное зло и
на борьбу с собою должен вызвать все живые охранительные силы каждой страны… Он
ясно сознавал, что алкоголизм лежит главным камнем преткновения для русского
народа на пути к его великому будущему… печальник народный не мог спокойно
взирать на то, как по необозримому пространству Русской земли колышется пьяное
море, играя своими зелеными отравляющими волнами и поглощая в своей бурной
пучине и нашу государственность, и наше религиозное и национальное чувство…
Живой участник всех торжественных организованных выступлений против пьянства,
он не отказывался, а охотно ехал в самые трущобные места столицы, где возникала
та или другая трезвенная организация, чтобы поддержать ее своим сочувствием».
Священномученик Мефодий
(Красноперов), начал подвиги на этом поприще весьма рано: еще будучи
иеромонахом, он посещал в «ночлежках» опустившихся людей, и здесь, среди этих
несчастных, в душном и спертом воздухе, он проводил целые часы, поучая их,
молясь с ними, исповедуя их. В одной из аудиторий церковно-приходской школы
города Уфы им были организованы религиозно-нравственные и противоалкогольные
чтения.
В сане архимандрита святой
Мефодий разъезжал по селам с миссионерскими и просветительскими целями. Вот что
он пишет в своем отчете о такой поездке: «После богослужения начали
записываться в общество трезвости; в продолжение трех дней очень много было
роздано народу листков и брошюр религиозно-нравственного и противопьянственного
содержания».
Позднее, уже став викарным
епископом Омской епархии, святой Мефодий также совершал такие поездки. 21 июля
1913 года в Омске было учреждено епархиальное братство трезвости, председателем
которого стал владыка Мефодий.
Благодаря его активному
участию, в течение нескольких месяцев число членов братства в Омске перевалило
за четыреста человек. В среде трезвенников зародилось стремление к активной
церковно-общественной деятельности, и, прежде всего, желание немедленного
закрытия в городе всех винных и пивных лавок. Братство трезвости выдало
полномочия трезвенникам для сбора подписей о закрытии некоторых винных лавок.
Владыка Мефодий во все
миссионерские поездки по приходам епархии брал с собой не только
священника-миссионера для объяснения сектантских заблуждений, но и священника,
который звал бы паству к трезвеннической жизни. Раздавались также тысячи брошюр
соответствующего содержания. Вот что писал свидетель таких поездок: «После
торжественного молебствия священник обратился к народу со словом против
погибельного пьянства, указывая на его тлетворные последствия, призывая народ
трезвенно и чисто провести святой праздник и записаться в число ратников
трезвенного движения. Энергичные призывы дать обет трезвости имели следствием
то, что около ста человек немедленно записались в общество трезвости, а многие
обещали свое намерение осуществить по приезде в свои приходы». В другом селе
владыка сам предложил слушателям образовать у себя в приходе общество
трезвости.
Во всех указанных инициативах
святого Митрофана поддерживал и направлял его правящий архиерей – священномученик
Андроник (Никольский). Благодаря ему, c 1913 года в Омской епархии было
положено начало общеепархиальной борьбы с пьянством, которая, по мысли владыки,
должна была вырасти в общенародное движение, чтобы сам народ потребовал
закрытия кабаков и пивных лавок.
Для успешной деятельности
Омского общества трезвости владыка Андроник благословил регулярно проводить в
епархии торжественные празднества трезвости с крестными ходами, проповедями и
раздачей литературы, в которых участвовали тысячи людей.
Разбирая причины
распространения в то время в России порока пьянства, владыка писал: «В чем же
настоящая причина пьянства? В отсутствии или недостаточности и приниженности
нравственного начала в человеке, в расслабленности воли. Эта причина одинаково
делает пьяницами и богатых и бедных… Наше время как раз и представляет собой
понижение нравственного сознания в народе и обществе. Постепенно подготовлялось
оно путем обесценивания религиозных и нравственных основ жизни. Но расцвело
оно, конечно, в освободительные годы, когда ложно понятые свободы объявлены
были, прежде всего, как свобода на все низкое, гадкое, унижающее человека. Это
же время с последующими годами до сих дней являлось и временем самого сильного
развития народного пьянства… Проповедь церковную перестали слушать,
общественную молитву забросили, но вместо того развлекались кинематографом и
увеселялись водкой и пивом. Пожертвования на церковные, просветительные и
благотворительные дела сократились, но возросли доходы от торговли спиртными
напитками. Итак, падение нравственных ценностей жизни,
В настоящее время, когда проблема
с алкоголизмом стоит не менее остро, чем 100 лет назад, пример и опыт
новомучеников Российских по распространению в обществе трезвости может быть
весьма полезным и сами они своими святыми молитвами способны оказать великую
помощь всем тем, кто продолжит их дело.
по материалам pravoslavie.ru
|